Обсуждение мер по деофшоризации российской экономики
14 июня 2013 года
Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в качестве одной из мер деофшоризации экономики, заявил президент РФ Владимир Путин в интервью информационному агентству .
Ниже приводится список мер, введение которых обсуждалось с целью деофшоризации российской экономики.
Президент РФ 12 декабря 2012 года поручил правительству создать систему по выводу российских активов из офшоров и внести соответствующие комплексные предложения по вопросу деофшоризации отечественной экономической структуры. Президент привел в пример оценки некоторых экспертов, согласно которым девять из десяти сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами.
По мнению специалистов, отреагировавших на инициативу Путина, сделки совершаются в офшорной зоне в большей степени из-за существующих в них налоговых послаблений. Такого мнения придерживается глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметивший также, что российские компании уходят в офшоры по причине того, им удобнее проводить сделки с иностранными партнерами в английском праве.
В свою очередь, бизнесмен и бывший совладелец "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили отметил, что деофшоризация российской экономики возможна только при четком регулировании российского законодательство, которое на данный момент имеет "столько дыр, что можно всегда к тебе привязаться и отнять все".
То, что сейчас классифицируется как отток капитала, во многом является эффектом офшоризации, заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его мнению, для реализации поручения президента важно создать необходимые условия, внести изменения в законы, которые позволят инвесторам чувствовать себя комфортно в России.
Глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов 14 декабря 2012 года заявил о том, что вывод российской экономики из офшоров может осуществляться путем создания дополнительных налоговых стимулов и совершенствования гражданского законодательства, снимающего юридические риски при заключении сделок компаниями.
При этом, по мнению Белоусова, вводить прямой запрет на заключение сделок между российскими компаниями в английском или ином иностранном праве неэффективно.
16 января 2013 года Минэкономразвития предложило правительству РФ бороться с офшорами путем включения в налогооблагаемую базу российских компаний прибыли их иностранных "дочек". По мнению представителей МЭР, прямолинейное использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежного дохода не позволит их владельцам избежать налогообложения этого дохода в РФ. Иными словами, это должно простимулировать российский бизнес к возвращению из офшоров в национальную юрисдикцию России.
17 января 2013 года Минэкономразвития РФ сообщило, что предложит включить новации фискального характера по деофшоризации экономики в основные направления налоговой политики.
4 марта 2013 года экс-министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение о том, что деофшоризация российской экономики возможна лишь при условии снижения ее зависимости от цен на нефть, что приведет к уменьшению волатильности рубля и российского фондового рынка. Кроме того, у офшоризации экономики есть и другие причины: в офшоре лучше инвестиционный климат, в первую очередь уровень налогов, законодательное поле, простота административных процедур, развитая судебная система, плюс к этому добавляется получение крупного кредита под залог.
В качестве примера Кудрин привел решение "Русала" перевести принадлежащие ему 25% акций ГМК "Норильский никель" из России на баланс кипрской компании, чтобы рефинансировать кредит Сбербанка на 4,5 миллиарда долларов, по которому заложены бумаги. По мнению бывшего руководителя Минфина, деофшоризация не может решаться административными и запретительными мерами, но достигается путем улучшения инвестиционного климата в России.
18 марта 2013 года заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов выступил с сообщением о том, что Минфин РФ не будет готовить специальных налоговых мер для возврата средств российских налогоплательщиков из офшоров, но будет продолжать бороться со схемами ухода от налогов.
21 марта 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в связи с банковским кризисом на Кипре предложил подумать о создании офшора на Дальнем Востоке. В качестве возможных мест для офшорной зоны Медведев тогда перечислил Сахалин и Курилы, отметив, что возможно часть российских денег вернется в страну с Кипра, Британских Виргинских островов, Багам.
В свою очередь глава РСПП Александр Шохин высказался за открытие офшорных зон в Калининграде, Сочи и на Дальнем Востоке.
В ответ глава Сбербанка Герман Греф выразил мнение о том, что не считает необходимым создавать внутренние офшоры. По его мнению, в настоящее время ключевой задачей должно стать создание привлекательных условий для перетока российских капиталов не в другие юрисдикции, а в Россию
7 мая 2013 года были объявлены основные направлениях налоговой политики России на 2014-2016 годы, включающие в себя намерения провести переговоры со всеми офшорными и низконалоговыми юрисдикциями для заключения межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией для противодействия схемам минимизации налогов, в рамках объявленного курса по деофшоризации экономики РФ. Однако данные инициативы не соответствуют российскому законодательству.
Во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями, Минфин планирует внести поправки в Налоговый кодекс РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в России, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.