Законопроект ЕС: потери банков разделят кредиторы, снизив взнос налогоплательщиков
27 июня 2013 года

Совет министров экономики и финансов стран ЕС (Экофин) согласован в ночь на четверг законопроект по оздоровлению кредитных институтов союза. Его элементы: создание национальных фондов оздоровления банков, возможность введения специальных менеджеров в кредитные институты, общеевропейская очередность использования в процессе покрытия потерь банков средств акционеров и кредиторов банка для минимизации вовлечения денег налогоплательщиков, свидетельствуют материалы Экофина.

В период глобального финансового кризиса власти ЕС потратили несколько триллионов евро средств налогоплательщиков на поддержку проблемных банков. Недавний процесс одобрения внешней финансовой помощи Кипру остро поставил вопрос использования депозитов в оздоровлении банковской системы, так как изначально предполагалось взять на эти цели средства депозитов физических лиц до 100 тысяч евро, которые застрахованы законом ЕС. Это предложение затем была устранена.

Экофин надеется, что форму закона согласованный в четверг документ приобретет к концу текущего года.

"Предложенный законопроект нацелен на предоставление национальным властям (ЕС - ред.) единых возможностей и инструментов для предотвращения банковских кризисов, на аккуратное оздоровление любых финансовых институтов при сохранении важнейших банковских операций и минимизации использования средств налогоплательщиков", - говорится в материалах. Законопроект передает основные полномочия по работе с проблемными банками национальным властям.

Этот документ предшествует еще одному законопроекту Еврокомиссии по единому механизму оздоровления банков в ЕС, который может быть представлен уже текущим летом и должен стать одним из элементов создаваемого в регионе банковского союза.

Согласно нынешнему документу, власти каждой отдельной страны ЕС будут иметь право назначить специального менеджера в банк если его финансовая ситуация значительно ухудшилась или в случае серьезного нарушения закона.

Основными мерами оздоровления могут быть, согласно законопроекту: продажа (части) бизнеса, временная передача хороших активов в контролируемую государством компанию, передача плохих активов управляющей компании, меры по покрытию потерь банка из внутренних источников средств.

В ОЧЕРЕДЬ!

Меры по покрытию потерь дадут возможность властям списать или конвертировать в акции требования акционеров и кредиторов "падающих" банков или находящихся на грани падения по установленной очереди. При этом, в случае начала процесса оздоровления, требования по депозитам физических лиц, микро-, малого и среднего бизнеса, обязательства перед Европейским инвестиционным банком будут иметь преференциальный статус по сравнению с требованиями прочих кредиторов, свидетельствуют материалы Экофина. Депозиты физлиц до 100 тысяч евро остаются полностью застрахованными и не будут использоваться в оздоровлении банков, свидетельствуют слова еврокомиссара Мишеля Барнье.

Экофин согласовал ряд исключений из правил очередности. Определенные типы обязательств можно будет вывести из процесса покрытия потерь банка. А именно: обеспеченные депозиты; обеспеченные обязательства, в частности, покрытые бонды; обязательства перед работниками падающего банка, такие как фиксированная зарплата и пенсии; коммерческие требования, связанные с товарами и услугами, критически необходимыми для ежедневной работы банка; межбанковские обязательства с изначальным сроком погашения в размере менее семи дней.

Материалы Экофина свидетельствуют, что национальные власти в определенных случаях также смогут исключать (полностью или частично) из процесса покрытия потерь обязательства банка. В частности, если они не могут быть использованы в течение разумного срока; для обеспечения важнейших функций банка; во избежание событий, способных увеличить потери, которые понесут другие кредиторы; во избежание распространения негативного эффекта на рынке.

НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ

Национальных власти должны будут создать национальные фонды оздоровления кредитных институтов, объем которых в течение 10 лет должен будет достичь минимум 0,8% от покрытых депозитов кредитных институтов страны.

Кредитные институты будут делать ежегодные взносы в эти фонды. Власти стран ЕС смогут решать, сливать им или нет эти фонды с фондами гарантирования депозитов. Кредитование между национальными фондами оздоровления будет возможно на добровольных основах.

В законопроекте есть в виде исключения и схема резервирования средств для процессов оздоровления и ликвидации без обязательного создания отдельных фондов.

Фонды оздоровления смогут предоставлять временную поддержку институтам по средствам кредитов, гарантий, за счет покупки активов или вливания капитала в компании, держащие их хорошие активы. Средства фондов могут быть использованы при компенсации потерь кредиторов и акционеров в процессе использования их средств для покрытия потерь института. Это будет возможно, если суммы потерь кредиторов и акционеров превысили те, что могли бы быть при обычном процессе по несостоятельности банка.

Законопроект дает, в исключительных случаях, право национальным властям выводить из процесса покрытия потерь некоторые обязательства банка и использовать фонды оздоровления для абсорбирования его потерь или рекапитализации. Это будет возможно, в частности, если потери, соответствующие 8% общего объема обязательств (включая собственные фонды), были покрыты средствами акционеров и кредиторов банка. Взнос фонда оздоровления не превысит 5% обязательств банка.

Законопроект предлагает разрешить национальным властям ЕС устанавливать требования к минимальному объему собственных средств и приемлемых банковских обязательств для каждого кредитного института страны, основываясь, в частности, на его размере и бизнес-модель. Это важно для обеспечения необходимого объема средств для абсорбирования рисков, отмечается в материалах Экофина.