МНЕНИЕ - Научный журналист должен заниматься самообразованием
29 ноября 2013 года

Журналисту, который хочет писать о науке и высоких технологиях, нужно обязательно заниматься самообразованием, считают эксперты, выступавшие на форуме Tech in Media-2013.

Тему работы научного журналиста начал Андрей Резниченко, главный редактор "РИА Наука", заместитель руководителя Объединенной редакции новостей .

"Для меня очень важной в работе журналиста является та планка отсечения, которую он использует при выборе материалов для написания статей или новостей", - сказал он. Эта планка позволяет журналисту пользоваться заведомо надежными источниками информации в работе над темами, в которых он заведомо не разбирается так же хорошо, как специалист. Среди надежных источников Резниченко назвал такие научные журналы, как Science и Nature. Если речь идет о российских инновационных разработках и стартапах, то здесь можно получать информацию от институтов развития - Роснано, РВК, Сколково.

Он также отметил, что в научной журналистике очень малую роль играет журналистское образование. "Я с трудом представляю себе человека, закончившего какой-нибудь журналистский факультет и без какого-либо иного серьезного образования вступившего на стезю написания научных материалов", - пояснил он.

ВУЗЫ И СМИ

Геннадий Клюшкин, заместитель директора проекта "РИА Наука", привел статистику, характеризующую положение научной журналистики в России. Большую часть - 85% материалов в российских СМИ составляют статьи и новости о зарубежной науке. Из них 35% - это новости об американских, а 20% - о британских ученых. Новости о российских исследованиях занимают 15%, однако лишь 8% из них составляет достоверная информация.

Распространению информации о российской науке препятствует, по мнению Клюшкина, как отсутствие пресс-служб у научных организаций, так и малое количество СМИ и журналистов, пишущих о науке. Научных журналистов, по данным Клюшкина, в России всего 130 человек, из них 20 работают в проекте "РИА Наука".

Вузы, по словам эксперта, часто понимают, что взаимодействие со СМИ критически необходимо для повышения конкурентоспособности любой научной школы и поиска инвесторов. Однако большинство ученых общаться со СМИ просто не умеет. Научить их этому - одна из задач проекта "РИА Наука", специалисты которого работают с университетами, помогая им выстраивать стратегию представления в СМИ.

"Мы бы очень хотели продвинуть и научные школы, и дать действительно заслуженное место научной информации, технологической информации от наших лучших научных школ", - сказал Клюшкин.

КАК ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Теме построения отношений журналиста, пишущего об инновациях, с сообществом предпринимателей, занимающихся высокотехнологичным бизнесом, было посвящено выступление Дениса Довгополого, управляющего партнера BVU Group. Он пояснил, что круг людей, занимающихся высокотехнологичным бизнесом очень узок, таких людей не более миллиона во всем мире, и к журналистам там относятся осторожно.

"Журналист, который выпускает плохую статью или плохое интервью, делает дважды гадость. Во-первых, себе - ему больше никто не даст интервью, во-вторых, потом будут звонить герою этого материала, как мне иногда звонили: "Ты что пьяный был, такое нести?", - сказал эксперт. Напротив, несколько хороших материалов открывают возможность для дальнейшей работы с сообществом.

Поэтому, предупреждает эксперт, подходить к делу нужно системно. Крайне желательно посещать образовательные курсы по основам высокотехнологичного предпринимательства, если что-то непонятно - показывать материал специалисту, как правило, в помощи не откажут. Материал Довгополый посоветовал подавать через истории самих предпринимателей, их работы, и не углубляться в подробное описание изобретений и технологий.