РФ может многое предложить инвесторам, Москва работает как полноценный финцентр
9 декабря 2013 года

Москва и Россия могут многое предложить иностранным инвесторам, столица за последние годы проделала большой путь для того, чтобы функционировать как полноценный международный финансовый центр (МФЦ). К такому выводу пришли участники встречи рабочей группы по созданию в Москве МФЦ при президентском совете по развитию финансового рынка.

«Нам есть, что сказать инвесторам, за последние два-три года много всяких серьезных изменений и с точки зрения регулирования, в Госдуме сейчас пакет находится по налогообложению, и с точки зрения инфраструктуры. Я считаю, что создание единого регулятора будет хорошим шагом с точки зрения улучшения качества регулирования. Я абсолютно уверен, что в ближайшие два-три года мы увидим такие результаты в этой сфере, какие будут нравиться не только нам, а будут нравиться участникам рынка», - сказал руководитель группы Александр Волошин.

Он подчеркнул, что важным фактором успеха является вовлеченность в процесс финансовых реформ участников рынка.

«Поскольку мы всю эту работу ведем с широкой вовлеченностью участников рынка, вся наша дорожная карта, все наши планы работы на ближайшие годы - это все результаты работы участников рынка, которые потом были приняты государством. Поэтому это близко к жизни, это то, что действительно нужно, значит мы будем делать то, что участники рынка признают полезным для развития финансовой индустрии», - отметил глава рабочей группы.

ИНВЕСТКЛИМАТ

По его словам, и власти, и бизнес предпринимают совместные шаги по улучшению инвестиционного климата в стране.

«У нас есть хорошие достижения в Москве с точки зрения повышения качества регулирования, и важный шаг - это создание единого регулятора на базе ЦБ. И с точки зрения развития финансовой инфраструктуры - интеграция бирж в Московскую биржу, запуск центрального депозитария и многое, многое другое», - заметил Волошин.

По его словам, меры принимаются, в первую очередь, в интересах российских инвесторов.

«Это делается, в первую очередь, для отечественных инвесторов, иностранные в этом смысле ничем радикально не отличаются. У иностранных инвесторов сложности бывает две: какие-то ограничения для иностранных инвесторов, которые в каждой стране так или иначе присутствуют, правда, они касаются индустрий или каких-то чувствительных сфер. В этом смысле у нас ничего такого радикально нового нет, чего бы ни существовало в других крупных странах», - пояснил Волошин.

«Другое - это соответствие стандартов работы на рынке каким-то общепринятым мировым стандартам. В этом направлении мы уверенно продвигаемся. Отсутствие центрального депозитария было препятствием для многих, особенно для наиболее консервативных иностранных инвесторов в отношении инвестиций в российскую экономику, например, в США многим категориям инвесторов просто запрещено инвестировать в страны, где отсутствует централизованная система учета и хранения ценных бумаг», - заметил он.

«Такого рода препятствия мы постепенно снимаем, улучшаем инфраструктуру, совершенствуем регулирование. А во всем остальном нам нужно улучшать условия для отечественного инвестора, тогда и для иностранного тоже будет хорошо», - убежден Волошин.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛ

Глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов уверен, что создание МФЦ в Москве отвечает интересам не только самой России, но и других стран.

«Что касается МФЦ, это очень хорошо, что британские коллеги делятся с нами опытом, потому что Москва как МФЦ никак не может быть конкурентом Лондону. Москва - это международный финансовый центр, интересный для бывшего постсоветского пространства, для стран-членов ЕврАзЭС, стран-членов Таможенного союза, для государств Центральной Азии, большого Ближнего Востока, Дальнего Востока», - сказал Маргелов в интервью .

Москва - это такой финансовый центр, который помимо всего прочего еще и важный элемент стратегии РФ по запуску и стимулированию интеграционных процессов не только на постсоветском пространстве, но и в этой евроазиатской части земного шара. Вот зачем это нужно России и британцам, заметил Маргелов.

По мнению сенатора, формирование в Москве МФЦ создает хорошие дополнительные перспективы для сотрудничества России с другими странами.

«Им это еще нужно и потому, что Москва как международный финансовый центр - это стыковочный механизм для того же самого Лондона, но на постсоветском пространстве, на Центральную Азию. Россия - уникальная транзитная страна из Европы через Азию и в Америку. Но это транзит не только для грузов или товаров, это транзит услуг, в том числе, финансовых, денег», - отметил сенатор.

«Как говорят маркетологи, у Москвы есть свое уникальное коммерческое предложение, которое не является секретом для наших финансовых партнеров», - заключил Маргелов. В свою очередь Волошин отметил, что РФ очень важно учитывать опыт зарубежных коллег, причем в равной степени и отрицательный, и положительный.

ДЛИННЫЕ ДЕНЬГИ

На закрытой части встречи группы был представлен доклад Центра стратегических разработок о формировании сферы долгосрочных инвестиций. По мнению главы ЦСР Михаила Дмитриева, главными причинами отставания в развитии сферы длинных денег в России являются непредсказуемое развитие законодательства и проблемы с налогами.

«Длинные деньги - самая сложная проблема, и в России есть определенные особенности в развитии нашего законодательства и налогообложения, которые мешают. В России менее предсказуемо и менее последовательно развивается законодательство, регулирующее финансовые рынки, а для длинных денег это особенно неприятно. Когда что-то меняется часто и неожиданно, то, прежде всего, страдают ожидания устойчивости долгосрочных инвестиций. Ну и второе - есть проблема с налогами», - сказал Дмитриев .

По его словам, российские налоги для физических лиц низкие и их возможное снижение для долгосрочных инвестиций не сможет стимулировать интерес людей к институтам длинных денег.

«Для простых граждан, даже если полностью освободить от налогов вложения на длинный срок, - это всего лишь 13%. Это недостаточный аргумент, чтобы иметь дело с непроверенными институтами, которыми являются институты длинных денег. Так, что мы столкнулись с этими проблемами. Но опять, Россия не единственная страна, которая имеет с этим дело», - отметил эксперт. По его словам, примеры других стран БРИКС показывают, что эти проблемы преодолимы.

«Опираясь на знания наших партнеров из лондонского Сити, а они понимают принципы развития на других рынках, мы надеемся получить какие-то решения, которые смогут сработать и в России. Нас интересуют рынки Турции, рынки Южной Азии, где Вьетнам и Бирма - страны, которые практически не имеют современного финансового сектора, это смогли сделать. Например, длинное страхование жизни во Вьетнаме развито уже больше, чем в России. Эти уроки мы попытаемся перенять. Надеюсь, что в июне мы представим какие-то подходы к тому, как с этими проблемами иметь дело», - сказал Дмитриев.

«Мы сильно отстаем даже от наших традиционных партнеров по БРИКС: в несколько раз от Китая, во много раз от Южной Африки. Это касается всех элементов - и долгосрочного страхования жизни, и пенсионного сектора, private equity и хедж-фондов. Либо это развивается за пределами России, либо развивается в каких-либо других формах», - заметил он.

По его мнению, российское законодательство, основанное на континентальном праве, блокирует развитие инновационных продуктов, а для длинных денег это необходимо. Например, из-за этого в России фактически отсутствуют хедж-фонды.

«В остальном, прежде чем будут доступны те или иные продукты, необходимо долго лоббировать законодателей. Либо в отношении налогового регулирования, либо просто для того, чтобы эти продукты просто были разрешены. Для длинных денег это большая проблема», - подчеркнул эксперт.

Волошин в свою очередь отметил, что создание МФЦ - процесс непрерывный, и в некотором смысле Москва уже стала таким центром. «Это некое наследие прошлого, а из нового - мы по деривативам входим в число ведущих центров мира, у этого есть свои причины. Поэтому у нас есть исторические предпосылки и новые для того, чтобы в этом направлении продвигаться», - убежден Волошин.

По его словам, участники заседания договорились и дальше развивать тему длинных денег. «Была очень содержательная совместно подготовленная презентация на тему работы длинных денег, что является для нас очень актуальной проблемой, и опыт наших британских коллег нам реально полезен», - сказал Волошин.