Пакистан: на пути к судьбоносным выборам
24 марта 2013 года

Центральная избирательная комиссия Пакистана в воскресенье объявила о формальном начале избирательной кампании перед назначенными на 11 мая общими выборами, на которых граждане изберут депутатов Национальной ассамблеи (нижней палаты парламента) и законодательных собраний четырех пакистанских провинций. Одиннадцатые с 1962 года выборы обещают стать для Пакистана историческими - впервые в истории страны, где военные три раза приходили к власти, может произойти законная передача власти от одного демократически избранного правительства к другому.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЗГЛАВИЛ ЭКС-СУДЬЯ

В воскресенье экс-судья Верховного суда Пакистана 84-летний Мир Хазар Хан Хосо был назначен Центризбиркомом временным премьер-министром на время избирательной кампании. Также впервые после своего ухода в отставку в 2008 году в Пакистан прилетел бывший президент генерал Первез Мушарраф. Генерал, возглавляющий партию Всепакистанская мусульманская лига (All Pakistan Muslim League, APML), намерен принять участие в выборах.

До 29 марта кандидаты должны подать заявки на участие в выборах. Проголосовать смогут около 85 миллионов зарегистрированных избирателей. После формирования нового парламента его члены выберут премьер-министра страны, а провинциальные ассамблеи изберут главных министров провинций.

Шестнадцатого марта Национальная ассамблея и кабинет министров Раджи Первеза Ашрафа прекратили свои полномочия. Уходящее правительство Пакистанской народной партии (Pakistan Peoples Party, PPP) было сформировано в 2008 году того, как пришедший к власти путем военного переворота президент Первез Мушарраф под международным давлением вынужден был сложить с себя полномочия на фоне угрозы импичмента со стороны оппозиции.

ДОСТИЖЕНИЯ УХОДЯЩЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Премьер Ашраф, выступая с прощальной речью, заявил, что никогда больше в истории страны демократически избранное правительство не будет свергнуто. Говоря о достижениях, премьер напомнил, что экспорт Пакистана за последние годы превысил 25 миллиардов долларов. Власти в этом году дали старт двум важнейшим экономическим проектам. Контроль над работой расположенного в провинции Белуджистан порта Гвадар был передан от Сингапура к Китаю - традиционному союзнику Пакистана. Кроме того, начал работу совместный пакистано-иранский консорциум по прокладке газового трубопровода с иранского газового поля Южный Парс в Пакистан. Проект стартовал, несмотря на угрозы со стороны США ввести санкции против Пакистана. Касаясь внешней политики, Ашраф отметил, что Пакистан "не питает враждебности ни к каким странам и верит в мир и процветание для всех". Заявление было сделано на фоне ухудшения отношений с Индией после ряда вооруженных инцидентов в Кашмире в январе и новых обвинений со стороны Нью-Дели в поддержке кашмирских боевиков.

СОПЕРНИКИ НА ВЫБОРАХ

PPP, крупнейшая партия Пакистана, была сформирована в 1967 году будущим премьером Зульфикаром Али Бхутто. В настоящее время партию возглавляет президент Пакистана Асиф Али Зардари. Изначально партия позиционировала себя как исламская партия, однако при дочери Зульфикара Бхутто Беназир Бхутто она стала секулярной. Идеологию партии в целом можно охарактеризовать как социал-демократическую, она традиционно выступала за оказание масштабной госпомощи неимущим слоям населения и за укрепление отношений с Китаем. Тем не менее, последние руководители государства от PPP президент Асиф Али Зардари и премьер Ашраф подвергались жесткой критике за предполагаемую причастность к коррупции, игнорирование насущных проблем страны и неспособность обуздать терроризм. Так, в феврале Верховный суд Пакистана выдал ордер на арест Ашрафа по делу о коррупции в энергопроектах. Премьер не был арестован, так как из-за подозрительной смерти одного из занимавшихся делом следователей оно было приостановлено. Кроме того, Национальное бюро по борьбе с коррупцией заявило о недостатке доказательств со стороны обвинения. Сторонники правительства заявляют, что Верховный суд действует в одной связке с военными против гражданского правительства. PPP имеет 121 место в Национальной ассамблее.

Одним из основных соперников PPP станет вторая по влиянию в нижней палате (91 мандат) партия Пакистанская мусульманская лига (Pakistan Muslim League), возглавляемая бывшим премьер-министром Навазом Шарифом. Идеология партии консервативная, она выступает за улучшение отношений с США, ЕС, и, что очень важно, с Индией. Премьер Шариф, при котором Пакистан впервые провел ядерные испытания, был свергнут генералом Мушараффом в 1999 году в результате бескровного военного переворота. Шариф во время нахождения у власти в 90-е годы подвергался критике за коррупцию и предполагаемую роль в организации убийств политических оппонентов. Однако в настоящее время партия позиционирует себя как противовес "коррумпированому" истеблишменту.

Движение Муттахида Квами (Объединенное национальное движение, Muttahida Quami Movement, MQM) представляет из себя партию либерального толка, позиции которой особенно сильны в южной пакистанской провинции Синд, столицей которой является крупнейший город страны Карачи. Возглавляющий партию с 1978 году Алтаф Хуссейн традиционно опирался в первую очередь на "мухаджиров" - говорящих на урду выходцев из Индии и их потомков. Однако в последнее время наблюдатели отмечают рост популярности партии и среди других категорий населения. Члены MQM часто становятся целями терактов со стороны религиозных экстремистов.

Национальная партия Авами (Awami National Party, ANP) придерживается левых социалистических позиций и опирается преимущественно на представителей пуштунской народности. ANP находится у власти в неспокойной северо-западной провинции Хайбер-Пахтунхва. Видным ее представителем является известный своей непримиримой позицией по отношению к экстремизму министр информации этой провинции Миан Ифтихар Хуссейн, против на которого неоднократно совершали покушения террористы.

Ряд религиозных исламских партий объединился в предвыборную коалицию Муттахида Маджлис-и-Амаль (Объединенный совет действий, MMA). Они могут рассчитывать на значительную поддержку религиозно консервативного населения.

Важным участником и, возможно даже, фаворитом выборов является созданная бывшей легендой крикета Имраном Ханом партия "Техрик-е-Инсаф" ("Движение за справедливость", Pakistan Tehreek-e-Insaf, PTI). Она позиционирует себя как противовес основным традиционным партиям PPP и PML-N, как объединяющую всех пакистанцев независимо от этнической и религиозной принадлежности альтернативную силу. PTI, не участвовавшая в выборах 2008 года, выступает за всестороннюю модернизацию страны по модели исламского государства благоденствия, против коррупции, религиозных и межнациональных распрей. PTI считает, что осознание всеми пакистанцами своей уникальной и единой национальной идентичности как жителей государства, созданного в 1947 году для безопасной жизни всех мусульман Индостана вне зависимости от их этнической принадлежности, поможет положить конец волне терроризма. PTI осуждает присоединение Исламабада к войне США "против терроризма" и удары американских беспилотников в пакистанской Зоне племен и заявляет, что ситуация с экстремизмом в стране из-за американо-пакистанского сотрудничества только ухудшилась.

ПРОГНОЗЫ

По данным исследования, проведенного в марте Фондом Генриха Белля, 29% избирателей намерены поддержать на выборах Пакистанскую народную партию, а 25% - партию Наваза Шарифа. Еще 20% проголосовали бы за PTI Имрана Хана.

В то же время итоги опросов Gallup Pakistan ставят на первое место PML-N Шарифа, и только после нее идут PTI и PPP.

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ БУДЕТ АРМИЯ?

Три раза в истории Пакистана военные приходили к власти в стране. Большинство наблюдателей отмечает, что от их позиции и того, на какую политическую силу они сделают ставку, во многом зависит будущее страны.

В своей речи уходящий премьер-министр Ашраф подчеркнул, что именно благодаря усилиям армии и других силовых структур стало возможным то, что гражданское правительство продержалось пять лет и открыло путь к демократической передаче власти.

Следует отметить, что глава генерального штаба армии генерал Ашфак Каяни (часто называемый самым могущественным человеком в Пакистане) принципиально старался после 2008 года держать армию вне политики.

ВОЙНА И ЭКСТРЕМИЗМ

Выборы будут проходить на фоне активизации экстремистских группировок и всплеска межрелигиозной и межэтнической вражды в разных регионах Пакистана. Многие эксперты считают, что целью террористов является срыв выборов.

На северо-западе страны - в Зоне племен и соседней с ней провинции Хайбер-Пахтунхва - активную борьбу с правительством ведут группировка "Техрик-и-Талибан Пакистан" (ТТП) и ряд других организаций. ТТП осуществляет теракты с участием смертников, боевики нападают на колонны и базы правительственных войск, совершают покушения на неугодных им лидеров. На этой неделе представитель ТТП заявил, что движение отказывается от ранее предложенной инициативы о проведении мирных переговоров с правительством.

Другая наиболее активная группировка - это "Лашкар-э-Джангви", которую часто называют "Пенджабским Талибаном". Бывший глава МВД Рехман Малик в марте заявил, что группировка ответственна за 80% терактов в стране.

В северо-западной Зоне племен, которая граничит с охваченным войной Афганистаном, продолжаются удары беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) США по предполагаемым террористам, в ходе которых часто гибнут мирные жители. Атаки беспилотников стали одной из причин ухудшения отношения большинства населения страны к США. В марте спецдокладчик ООН по борьбе с терроризмом и правам человека Бен Эммерсон заявил по итогам расследования ударов беспилотников, что это "нарушает суверенитет Пакистана". По данным британской некоммерческой организации "Бюро расследовательской журналистики", в результате атак БПЛА в Пакистане погибли от 2,6 тысячи до 3,4 тысячи человек, из которых от 470 до 890 - мирные жители. Одним из основных требований ряда политиков, например, Имрана Хана, является полный запрет американцам проводить военные операции на пакистанской территории.

Международное сообщество особо обеспокоено тем, что экстремизм набирает силу в стране, располагающей, по разным данным, от 90 до 110 ядерных боеголовок. Попадание в руки экстремистов оружия массового поражения Пакистана, безусловно, является "сценарием Судного дня". Так, профессор университета Киля в Германии Иоахим Краузе, выступая в марте в Нью-Дели с докладом на конференции по геополитике в Индо-Тихоокеанском регионе, заявил, что Пакистан является "ядерной бомбой с часовым механизмом". Официальный Исламабад традиционно заявляет, что его ядерный арсенал находится под надежной охраной.