Кипр возьмет 10 млрд евро с третьей попытки
12 апреля 2013 года

Еврогруппа, наконец, открыла путь финансовой помощи Кипру: она одобрила программу восстановления экономики острова и дала "зеленый свет" ратификации документов на национальных уровнях, после которой должен быть подписан меморандум о взаимопонимании между Кипром и его кредиторами - окончательное соглашение, определяющее параметры финпомощи острову.

Еврогруппа уже в третий раз за последний месяц согласовывает параметры пакета финпомощи Кипру. Два первых либо впоследствии корректировались, либо дополнялись.

Экономика Кипра - одна из самых маленьких в еврозоне и по сравнению с другими странами валютного блока, получающими внешнюю финпомощь, сумма, необходимая острову, самая незначительная. Тем не менее, история с оказанием поддержки Кипру стала едва ли не самой громкой среди вех предыдущих случаев одобрения финпомощи: Греции, Ирландии, Португалии и Испании.

Кипру предстоят очень нелегкие времена, считает глава Еврогруппы Йерун Дейссельблум, а аналитики ранее не исключали, что острову потребуется дополнительный пакет поддержки.

ВВП Кипра мал, безработица уже составляет 14%. Один из столпов кипрской экономики - банковскую систему к 2016 году планируется сократить в рамках программы финпомощи примерно вдвое.

И В ТРЕТИЙ РАЗ ЗАКИНУЛ ОН НЕВОД

Кипр попросил финпомощи у ЕС и МВФ летом прошлого года. Его проблемы вызваны частичной реструктуризацией долга соседней Грецией. Еврогруппа 16 марта текущего года утвердила пакет помощи острову, однако он провалился в парламенте страны - депутаты не приняли, как и митинговавшие граждане острова, принудительные списания по вкладам в банках.

Для обеспечения стабильности финсистемы Кипру пришлось ввести сначала внеочередные банковские каникулы, а затем и ограничения на движения капитала. Рынки лихорадило по всему миру, Кипру не удалось договориться с Россией об ее участии в финпомощи, на что рассчитывали и еврозона и сам остров.

Затем, 25 марта, Еврогруппа приняла второй вариант пакета поддержки, отменявший всеобщие однократные списания по вкладам, но предполагавший ликвидацию второго крупнейшего банка острова - Laiki, передачу его хороших активов и депозитов до 100 тысяч евро крупнейшему банку страны - Bank of Cyprus и реструктуризацию последнего. Списания предполагаются теперь лишь по вкладам в этих двух банках, но только размером свыше 100 тысяч евро. Вкладчики других банков не пострадают.

По состоянию на конец марта, еще предполагалось, что Кипру необходимо 17 миллиардов евро для поддержки стабильности бюджета и банковской системы. Теперь речь идет о 23 миллиардах евро.

НЕПОДРОБНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Представители Еврогруппы по итогам заседания совета не рассказали практически никаких подробностей пакета помощи Кипру. Неизменной, как и в двух предыдущих вариантах, остался объем кредитов стране от еврозоны и МВФ - до 10 миллиардов евро. Предполагается, что окончательное подписание документов по финпомощи пройдет до 24 апреля, а первый транш Кипру будет перечислен в середине мая.

При этом кредиты Кипру будут выдаваться до 31 марта 2016 года, свидетельствует проект соглашения по финпомощи, попавший в распоряжение .

Механизм финстабильности (МФС) от имени еврозоны даст в течение трех лет 9 миллиардов евро, средний срок погашения этих займов составит 15 лет, максимальный - 20 лет, сообщил глава МФС Клаус Реглинг. МВФ, как рассчитывает Еврогруппа, даст 1 миллиард евро.

Еврогруппа по-прежнему надеется на реструктуризацию Россией кредита Кипру в 2,5 миллиарда евро, выданному в 2011 году, свидетельствует письменное заявление совета.

Аудит банков Кипра по вопросу отмывания средств, который до марта нынешнего года назывался в числе основных причин задержки финального решения, теперь ожидается перед первым траншем финпомощи. То есть, его данные уже не должны повлиять на решения кредиторов.

ВВП Кипра составляет около 18 миллиардов евро, а госдолг за 2012 год - более 80% ВВП. Кредиты в сумме более 10 миллиардов евро могут подорвать стабильность суверенной задолженности острова. Таким образом, Кипр должен изыскать около 13 миллиардов евро самостоятельно, хотя кредиторы прямо не указывают на эту цифру.

Согласно проекту меморандума о взаимопонимании, полученному , 2,5 миллиарда евро из 10 миллиардов евро предполагается направить на рекапитализацию оставшихся (за исключением двух крупнейших) банков Кипра. На погашение госдолгов - 4,1 миллиарда евро, на прочие нужды бюджета - 3,4 миллиарда евро.

ТОНКИЙ НАМЕК

После заявлений вице-президента Еврокомиссии Олли Рена можно сделать вывод, что потребности Кипра были скорректированы до 23 миллиардов евро с ранее планировавшихся 17 миллиардов евро. Об этом же до заседания совета говорил и Дейссельблум, однако после его заседания не назвал точного размера нужд Кипра.

Рен заявил, что в СМИ произошла путаница с этим показателем. "Сравнивались два совершенно разных рода цифр (по объему финпотребностей Кипра - ред.). Один - чистый (17 миллиардов евро), другой - валовой (23 миллиарда евро). Один базируется на оценках, сделанных несколько месяцев назад, а другой включает последние решения и макроэкономические прогнозы", - сказал еврочиновник.

"Люди сравнивали яблоки с персиками и получали апельсины", - пошутил он, пытаясь объяснить ситуацию. Однако сколько именно средств придется выжать из своей экономики Кипру самостоятельно, он однозначно так и не определил.

При этом в документах, подготовленных МФС, значится 23 миллиарда евро.

По словам Рена, тем не менее, больший показатель - 23 миллиарда евро, включает дополнительные буферы, для покрытия финансовых нужд острова в связи с более слабым состоянием государственных финансов, а также большими потребностями банков.

Способами получения недостающих средств являются реструктуризация банков и экспроприация части депозитов, повышение налогов, сокращение госрасходов. Называлась и нестандартная мера продажи части золотого запаса острова. Но кредиторы этого не требуют - независимое решение должен принять Центробанк Кипра, заявил Дейссельблум.